Данному процессу я решил посвятить отдельную главу, ведь это тот этап на котором можете принять решение сменить дизайнера. На дальнейших этапах временные и финансовые потери будут значительнее.
Мой алгоритм прост
Дизайнер присылает мне варианты логотипа на согласование. Во-первых, я оцениваю их с точки зрения реализации смысловой платформы, во-вторых, замысел и креативность, получившейся композиции, далее - общее впечатление и качество исполнения и последнее, но не менее важное - уникальность.
Начну с последнего пункта про уникальность. “Все новое хорошо забытое старое” и по большому счету все выдумано до нас. Элементарные требования: избегать прямых ассоциаций с другими товарными знаками (логотипами), избегать прямого копирования, а также копирования элементов (шрифт, символ). Были ситуации, когда Заказчик приносил элемент чужого товарного знака и просил использовать его в своем логотипе.
Подобные запросы нарушают этику, да и саму суть брендинга. В любом случае Вы должны знать о рисках, ведь юридические отделы больших брендов не дремлют. В нашей практике был случай когда один большой спортивный бренд пытался оспорить регистрацию нашего товарного знака из-за схожести приставки и шрифтов в названии бренда.
Мониторьте конкурентов, вглядывайтесь в их логотипы и стиль, задача отличаться, быть непохожими на остальных. Страх делает компании и бренды похожими друг на друга, заставляет копировать, но именно это и становится одной из причин провала проекта. Клиенты перестают различать бренды, они становятся неразличимы. В большом потоке рекламы, акций, специальных предложений, одни сезоны скидок меняют другие, задачей является зацепить внимание потенциального клиента, обратить на себя внимания, запомниться.
С этой точки зрения креативный замысел композиции логотипа является его преимуществом. В каких-то случаях необходима лаконичность, но даже в минималистичных логотипах и коротких названиях можно выразить интересные идеи.
Ну и то с чего началась эта книга и к чему я предлагаю возвращаться снова и снова в разработке Вашего бренда – это смысловая платформа. Логотип должен отражать свойства и качества Вашего бренда, брать идеи из метафоры, цвет должен дополнять настроение, которое Вы хотите вложить в образ.
Многие мои Заказчики в отсутствии знаний и способов оценки использовали следующие слова “зацепило”,”вкатило”,”понравилось”. Это все категории субъективной оценки, к сожалению им ничего не оставалось. У Вас же есть шанс более грамотно оценивать выполненную работу с учетом полученных в этой книге знаний.
Важно! Разработанный логотип можно оценивать исключительно с точки зрения соответствия техническому заданию. Субъективная оценка Заказчика не может служить причиной отказа в приеме выполненной работы.
Если логотип соответствует всем вышеуказанным критериям оценки, но Вам как Заказчику “не нравится”, “не зашел”, “не зацепило”, то это всего лишь означает, что данный дизайнер попросту “не Ваш”. Скорее всего Вы либо неверно оформили техническое задание, либо не внимательно оценили портфолио исполнителя.
Что делать в таком случае?
Рассчитываться, пожелать всего наилучшего и искать другого исполнителя. К сожалению другого пути нет. Попытки вносить правки, подавать идеи, ругаться, мотивировать доплатой, рассказывать больше о своем проекте, как правило ни к чему не приводят. Вы обидите творческого человека и потратите уйму своего времени и нервов.
В своем агентстве я довел данный бизнес-процесс до совершенства, мы предоставляем три варианта логотипа, в которые по условиям договора, Заказчик не имеет права вносить правки, он имеет право только выбрать готовый вариант. В исключительных случаях мы идем навстречу, делаем 4-ый вариант или вносим правки, если видим, что Заказчик предлагает что-то адекватное, но как я уже говорил в 99% случаев это разрушает баланс созданной системы и приводит к искажению баланса.
На рынке Вы можете найти дизайнеров, которые разработают 10-20-30 вариантов логотипа за фиксированную плату. Не грамотный Заказчик радуется, думая, что заключил выгодную сделку. К сожалению, это всего лишь говорит о том, что дизайнер использует подход “из пушки по воробьям”, не вдумываясь особо и не изучая платформу бренда, он надеется, что выполнив столь большое количество вариантов логотипа, один из них с большей долей вероятности попадет во вкус Заказчика. В данном случае много не значит хорошо.
Итак, подведем итоги этой части книги
1
Процесс разработки логотипа логично вытекает из предыдущих этапов: платформы бренда и нейминга